О тибетской психологии

О тибетской психологииВам нужно будет нарисовать кое-что. Возможно, это поза­бавит вас, особенно если у вас есть какие-то любимые цвета. Подойдут масляные пастели, можно использовать и простую бу­магу. Ее размер особой роли не играет. Важно лишь, чтобы то, что вы хотите изобразить, могло поместиться на этом листе бумаги. Понадобятся 4 листа чистой бумаги и около получаса свободного времени.

Специфическая последовательность рисунков, которую вы собираетесь создать, может быть использована для приведения энергии в движение и для прояснения для вас ситуации в крупном масштабе, так сказать. Вы просто самовыражаетесь посредством рисунков и проявляете тем самым свои конкретные проблемы, за­боты и чувства. В основе метода лежат концепции, используемые в психологии тибетского буддизма, с которыми я познакомилась еще в середине 1980-х гг. в период моих занятий по магистерской программе «Использование изобразительного искусства в пси­хотерапии».

После предварительного знакомства с психологией тибетско­го буддизма я поняла, что в соответствии с ней ни одно из чувств не отвергается. Каждое чувство имеет свою функцию, и каждая эмоция что-то значит для нас. Не существует жесткого разграни­чения на хорошие и плохие эмоции и чувства, все их виды имеют свое значение и смысл. Также близка к данной схеме и другая тибетская система Дзогчен, которая приглашает нас осо­знать «то, что есть», вне зависимости от того, чем это конкретно является.

Согласно психологическому учению тибетского буддизма, например, такое чувство, как гнев, для одного человека может иметь совершенно иное значение, чем для другого. К примеру, если Лиза разгневалась, то это чувство дает ей дополнительное пространство (хочет она этого или нет, это уже другой вопрос). Ее друг Микаэл гневается из-за сложной транспортной ситуации на дорогах. Его гнев дает проявиться стихии огня, он выпускает ее вовне. Его знакомая Дженифер гневается и хочет подраться. Функции ее гнева проявляются в том, что она становится еще ближе с теми людьми, которых она любит. И опять-таки, совер­шенно другой вопрос продуктивен ли этот гнев, приемлем ли он вообще для каждого из упомянутых лиц. Но это уже совер­шенно другая проблема.

Чувства таинственная вещь. Они многомерны. И те эмо­ции, которые вы испытываете в настоящий момент, могут иметь совершенно не те причины и последствия, о которых вы думаете с точки зрения обыденного здравого смысла. Предлагаемые пси­хотехники приглашают вас приступить к исследованию этой за­гадочной сферы. Вы должны действовать быстро и доверять собс­твенным первичным импульсам. Нет нужды пытаться все разло­жить по полочкам элементарной логики здесь это не подходит. Напротив, для успешного проведения предлагаемых тестов необ­ходимо меньше задумываться. Чем меньше задумываешься, тем лучше результат.

Итак, вы получите четыре рисунка, каждый из них на отде­льном листе бумаги. Но если по каким-либо причинам (например, из ложно понимаемых принципов защиты природы) у вас появит­ся желание сэкономить и нарисовать картинки на обеих сторо­нах листа, не делайте этого! Ведь вам потребуется мгновенно окинуть единым взглядом все 4 рисунка одновременно. В конце концов, последователи Гринпис могут после проведения теста сдать свои художества в макулатуру и успокоить тем самым свою экологическую совесть.

Рисунок 1: С каким чувством вы бы хотели работать в данный момент?

Это может быть комфортное или дискомфортное ощущение или чувство. Лишь бы у вас была склонность выразить себя. Просто-напросто изобразите свое восприятие данного чувства, на котором вы сосредоточены, дайте ему выход наружу, как бы оно ни выглядело.

Рисунок 2: Какова функция данного чувства?

Спросите себя, каким образом данное чувство служит вам сейчас? Что оно дает вам хорошего? Позвольте себе наилучшим образом отобразить ответ на вопросы изобразительными сред­ствами. Сейчас не время погрязнуть в мелочном самоанализе. Лишь изобразите функции этих чувств, дайте именно руке, а не мозгу, выразить это.

Рисунок 3: В чем тайный смысл данного чувства?

Конечно, это трудно, ведь откуда вам знать все это? Но… рас­слабьтесь, успокойтесь внутри себя и позвольте собственной руке ответить на вопрос: «В чем тайный (сокровенный) смысл данного чувства?».

Рисунок 4: А что сейчас?

Как и в предыдущих случаях, не размышляйте, просто рисуй­те. Вопрос такой: «А что сейчас?»

Закончив, разложите все 4 рисунка перед собой и посмотрите на них. Как вы себя чувствуете? Вам понравилось?

Вы можете дать своим рисункам какие-то условные названия, или просто обозначьте их так:

1) ощущения;

2) функция чувств;

3) тайный смысл;

4) а что сейчас?

Хотя это вам может показаться несущественным, но все же стоит указать дату на обратной стороне рисунков. Возможно, позднее сохраненные рисунки будут своеобразной характеристи­кой данного периода вашей жизни. Разумеется, при желании вы их сможете немедленно выбросить. Но главное, чтобы рисунки выполнили свою задачу помочь привести в движение засто­явшуюся энергию. Сначала вы ее увидели, затем признали ее существование, поняли ее скрытый смысл и, наконец, позволили возникнуть новому этапу собственного развития.

Зачем все это нужно, и какова практическая польза отданно­го психологического теста? Мне приходилось наблюдать людей, которым стало легче в результате применения данной психотех­ники в случаях депрессии, боли, привязанностей, неприятия (на­пример, определенной диеты или определенных оздоровитель­ных мероприятий), беременности, боязни неизвестности, смерти, насилия.

Первые три рисунка приводят энергию в движение и помога­ют сознательно определить то, что, вероятнее всего, будет про­исходить. Последний (четвертый) рисунок выявляет привержен­ность к чему-либо, он часто вызывает желание перемен. И в то же время интрига заключается в том, что вы не узнаете, в чем же состоит это изменение или возможное обязательство. До тех пор, пока вы сами их не изобразите при помощи своего импровизиро­ванного рисунка. «Рискованное» дело! Лишь очень немногие, возможно, двое из двадцати в действи­тельности не любят рисовать. Или, может быть, вы просто пред­почитаете писать? В этом случае можно провести тест аналогич­ным образом, заменив рисунок импровизационным текстом. Что касается рисования, то здесь дело в том, что благодаря такой им­провизации активизируется правое полушарие головного мозга вместе со всеми его ассоциативными связями. Поэтому данная методика особенно эффективна для тех, у кого аналитическая де­ятельность недостаточно развита. В заключение, тем не менее, я настоятельно рекомендую попробовать свои силы в рисовании, даже если кажется, что это вам не подходит. А написанием имп­ровизационного текста займетесь позже.

Теги: , , , ,

Напишите ваш отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован.